На кого и за что можно написать жалобу в прокуратуру

Заявление и жалоба в прокуратуру

Прокуратура является надзорным органом, контролирующим соблюдение конституционных прав человека и всех законных норм со стороны органов власти. Генеральная прокуратура РФ обеспечивает защиту интересов нашего государства в международных судах и прочих межгосударственных органах. Жалоба в прокуратуру порой является единственным способом, чтобы обуздать нарушающих законы чиновников. Прокурор может найти управу на любое должностное лицо, от младшего специалиста до руководителя крупного предприятия. Надо отметить, что жалоба приносит свои плоды и у прокурора имеются действенные рычаги управления, чтобы принудить любое должностное лицо к соблюдению законодательства.

В настоящее время у граждан появилась возможность подать жалобу, не выходя из дома, хотя многие до сих пор предпочитают традиционные способы. Основные вопросы, ответы на которые граждане ищут в разных источниках, связаны с порядком подачи жалобы, а также с формой заявления или обращения. На сайте прокуратуры обращение оформляется в виде заполнения формы, поэтому процедура максимально упрощена. Тем не менее, необходимо хотя бы поверхностно разбираться в таких вопросах, как:

  • На кого и за что можно пожаловаться в прокуратуру.
  • В какой орган прокуратуры следует подавать жалобу.
  • Каков порядок рассмотрения жалобы.
  • Какие последствия вызовет обращение в прокуратуру.

Прежде чем подробно рассказать о методике составления документов и заявлений для прокуратуры отмечу, что как профессиональный адвокат, я помогаю в подаче подобных жалоб.

Услуги Стоимость, руб.
Консультация по телефону Бесплатно
Консультация при личной встрече с изучением документов от 5 000
Работа адвоката по составлению заявления в прокуратуру от 10 000

На кого и за что можно пожаловаться в прокуратуру

Прокуратура является не правоохранительным, а надзорным органом. Она контролирует работу органов власти во избежание нарушений законодательства. Перечень вопросов, по которым граждане могут обратиться в прокуратуру, весьма разнообразен. Это вопросы по уголовным делам, по делам о коррупции, вопросы, связанные с нарушением трудовых прав человека, а также с нарушением общественного порядка.

Существует три способа подачи жалобы:

  1. Подача жалобы в письменной форме.
  2. Подача жалобы через электронную приемную.
  3. Подача жалобы через Госуслуги.

Особых требований к содержанию документа не предъявляется, однако в нем должна быть указана суть, причем как можно подробнее. Дело в том, что прокуратура не просто отреагирует на обращение, но и произведет самостоятельное расследование, после чего примет соответствующие меры. В прокуратуру можно обращаться, если есть нарушения законодательства в действии должностных лиц. Зачастую у нас опускаются руки, когда мы сталкиваемся с превышением должностных полномочий или с проявлением злоупотребления властью. Как раз такие вопросы и решаются посредством обращения к прокурору.

Перечень вопросов может быть пополнен случаями бездействия власти. Если гражданин обращался со своей проблемой в тот или иной орган и в течение длительного времени не получил никакого ответа, то подача заявления в прокуратуру – логичный и очень действенный шаг. Следует отметить, что нередко сотрудники прокуратуры занимаются консультированием граждан. Это касается тех сложных случаев, когда граждане не знают, к кому обращаться с возникшей проблемой.

Согласно закону «О прокуратуре в РФ», любые жалобы, связанные с нарушением законодательства, должны быть рассмотрены в установленный срок. Юристы утверждают, что на вышеуказанный закон можно ссылаться даже в жалобах на действие физических лиц. Единственным условием рассмотрения обращения является подробное изложение сути вещей.

Отдельной категорией выступают жалобы на действия или бездействие судебных приставов, муниципальных служащих, налоговых инспекторов, сотрудников следственных и правоохранительных органов, сотрудников ФСИН и ФСБ. Здесь перечислены не только надзорные, но и силовые структуры. Таким образом, гражданин должен понимать, что у него есть законное право отстаивать свои интересы, даже если сотрудники органов, стоящих на защите этих интересов, пошли на нарушение закона.

Трудовое право регламентирует отношения работодателя и работника. На практике все выглядит совершенно иначе. Из-за страха потерять работу многие граждане соглашаются с произволом работодателей и даже не думают защищать свои права. Между тем, прокуратора рассматривает обращения, связанные с задержкой зарплаты, незаконным увольнением, отсутствием дополнительной оплаты за работы, не связанные с функциональными обязанностями.

Нарушения законодательства в сфере ЖКХ являются злободневной темой для каждого региона. Граждане имеют право подать обращение в прокуратуру или жалобу на действия сотрудников управляющей компании или в целом на юридическое лицо. Ярким примером служат многочисленные обращения по поводу отказа управляющих компаний производить капитальный ремонт зданий.

Наиболее сложные ситуации возникают на фоне споров между дольщиками и застройщиками. Лазейки в законодательстве позволяют последним в буквальном смысле исчезать с чужими деньгами. Механизм борьбы с такими мошенниками начинает налаживаться. Однако до сих пор граждане сталкиваются с такими прецедентами, как срыв сроков выполнения работ или игнорирование замечаний. Подобные вопросы можно решить через обращение в прокуратуру.

Закон о защите прав потребителей зачастую работает только на бумаге. С нарушением законодательства граждане сталкиваются практически во всех сферах, где предоставляются платные услуги. В качестве поставщика услуги может выступать производитель, продавец, агрегатор. Все они должны работать в рамках действующего законодательства.

Куда следует подавать жалобу

Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет иерархическую структуру. В ее состав включены отделы субъектов РФ, куда входят прокуратуры районов и городов. Выбор прокуратуры для обращения должен зависеть от вида обжалования. Гражданин имеет право обратиться как в районную, так и в областную прокуратуру. Отдельным видом выступают обращения в военную, транспортную или природоохранную прокуратуру.

Специалисты рекомендуют направлять обращения в те подразделения, которые непосредственно занимаются надзором за нарушившим закон государственным органом. Жителям провинциального города или района подавляющее большинство обращений целесообразно направлять в городские или районные отделы. Если заявитель затрудняется с выбором подразделения, то он должен писать обращение в Генеральную прокуратуру РФ. Можно не сомневаться, что это обращение спустится вниз до нужной инстанции. Но правильный выбор подразделения существенно сократит срок рассмотрения жалобы. Чтобы узнать такие тонкости, можно обратиться за консультацией к адвокату.

Подача письменного обращения

Жалоба в прокуратуру оформляется произвольным образом. Строгой формы законодательством не предусмотрено. Приказом Генпрокуратуры №45 от 30.01.2013 утверждена инструкция, в которой указано, что обращение в прокуратуру должно в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • Наименование подразделение или фамилия, имя и отчество должностного лица, которому данное заявление направлено;
  • Данные гражданина (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, номер телефона, адрес электронной почты, способ обратной связи);
  • Суть обращения;
  • Дата и личная подпись.

Основная часть документа содержит в себе суть обращения. Необходимо изложить свое видение по пунктам. Сначала рекомендуется указать, какие обстоятельства предшествовали нарушению прав гражданина. Здесь же указываются все данные о начале трудовых отношений, о заключении договора или указывается дата обращения в государственные органы. Далее следует подробное описание самого нарушения. Описание составляется простым литературным языком, без ссылок на нормативные документы. И лишь после этого следует указать, какие именно права были нарушены и какие именно законы были нарушены. Здесь и кроется основная проблема. Учитывая относительно невысокий уровень юридической подкованности обычных граждан, нетрудно догадаться, какая часть обращений осталась без ответа.

Стоит отметить, что прокуратура внимательно относится к самым разным жалобам и безосновательных отказов гражданам не поступает. В крайнем случае, по указанному адресу будет направлено письмо с указанием ошибок, которые нужно исправить в кратчайшие сроки.

Все это повлияет лишь на оперативность вмешательства надзорного органа. Именно поэтому подобные жалобы лучше составлять вместе с адвокатом. Документ заканчивается требованиями, которые должны быть сформулированы максимально конкретно. Это может быть требование о проведении проверки, об исправлении нарушений или о привлечении виновных к ответственности. Прокуратура вполне компетентна на удовлетворение всех вышеперечисленных требований.

Несмотря на то, что единой формы для жалоб не существует, в сети интернет предостаточно примеров заявлений, которые можно скачать и отредактировать. Однако без юридической консультации все равно не обойтись, так как в основной части придется делать ссылки на законодательные или нормативные документы.

Инструкция по составлению обращения в прокуратуру подразумевает подачу коллективной жалобы, если нарушены права двух или более лиц. Процедура составления коллективного обращения ничем не отличается от подачи персональной жалобы. Есть лишь два существенных отличия:

  1. В коллективной жалобе говорится об ущемлении прав нескольких лиц.
  2. Коллективная жалоба подписывается всеми участниками.

Довольно часто возникают вопросы относительно возможности подачи анонимной жалобы. Прямого запрета не нее нет, однако в инструкции четко указано, что обязательной считается информация о заявителе, включая способы обратной связи. Практика показывает, что анонимные жалобы прокуратура все-таки рассматривает. Ее рассмотрение осуществляется в общем порядке, однако ответа на такую жалобу не будет. Простыми словами, прокурор на основании обращения инициирует проверку и даже может вынести определенное требование или наказание, но заявителю об этом сообщено не будет.

После составления документа его нужно направить в прокуратуру. Здесь есть несколько вариантом развития событий:

  • Личное посещение подразделения (заявление передается в канцелярию);
  • Направление заказного письма с уведомлением о получении;
  • Направление документа телеграфом;
  • Направление обращения по факсу;
  • Подача заявление в устной форме на личном приеме у прокурора.

Подача обращения в электронном виде

В электронном виде обращение в прокуратуру можно подать на официальном сайте Генеральной прокуратуры https://epp.genproc.gov.ru. Несмотря на то, что жалоба подается в какое-то конкретное подразделение, начало оформления будет одним и тем же. На сайте следует зайти в раздел «Обращение в прокуратуру» и в электронной приемной выбрать еще раз одноименный пункт. Меню сайта обладает вполне дружественной навигацией, поэтому подробно описывать внешний вид страниц нет смысла.

Заявление прикрепляется в виде текстового или графического файла, поэтому может быть составлено заранее. Перед заполнением специализированной формы пользователь знакомится с инструкцией о порядке рассмотрения обращений. Здесь же можно ознакомиться с предупреждением о привлечении к ответственности за злоупотребление правом на обращение. Таким образом, если гражданину пришел тот ответ, который его не удовлетворяет, то повторное обращение должно либо быть с исправленными ошибками, либо касаться другого случая. Иначе периодическая подача одного и того же обращения будет расцениваться, как злоупотребление.

Ознакомившись с некоторыми техническими требованиями, пользователь должен нажать кнопку «Согласен», чтобы перейти к непосредственному заполнению формы. На ней необходимо выбрать орган прокуратуры, куда направляется обращение. Если была выбрана прокуратура субъекта РФ, то раскроется список с регионами. Далее нужно указать тип обращения и сформулировать тему.

В следующем блоке формы выбирается субъект, в котором права гражданина были нарушены, а также имеется поле текстового ввода. При желании пользователь может прикрепить заранее подготовленный файл. В блоке «Контакты» заявитель оставляет информацию о себе:

  • Фамилия, имя, отчество;
  • Адрес;
  • Адрес электронной почты;
  • Контактный телефон.

После ввода специального пароля обращение будет сформировано, о чем заявитель получит соответствующее уведомление по электронной почте.

Подача жалобы через портал Госуслуг

Чтобы воспользоваться данной услугой, гражданин должен иметь на портале подтвержденную учетную запись. Чтобы найти услугу в списке, нужно выбрать соответствующую категорию, но сегодня проще воспользоваться электронным помощником. В поле ввода необходимо ввести наименование услуги, и автобот сразу же предложит варианты.

Форма на госуслугах практически ничем не отличается от той формы, которая представлена на сайте Генпрокуратуры. Пользователь заполняет обязательные поля и прикрепляет файлы, если таковые имеются. После подачи обращения нужно отслеживать письма, приходящие на электронную почту. В них могут быть выставлены дополнительные требования или приведен аргументированный отказ.

Порядок рассмотрения жалоб

Срок рассмотрения жалобы зависит от сложности ситуации и временных затрат на проведение проверки. Максимальный срок составляет 30 суток с момента подачи заявления. Практика показывает, что скорость обработки электронных обращений гораздо выше, нежели письменных жалоб. Как правило, прокуратура начнет действовать уже через две недели. Заявителю будут представлены результаты проведенных проверок, а также перечень предпринятых мер.

Любая жалоба в прокуратуру, независимо от способа ее подачи, должна быть зарегистрирована в течение 3 суток. За указанное время идет проверка соответствия документа установленным требованиям. Таким образом, если жалоба была зарегистрирована, то прокуратура обязательно даст на нее ответ. Сначала жалоба попадает в нужную инстанцию. Затем ответственный прокурор инициирует проверку. Если для этого потребуется выезд на место, то он будет организован. В ряде случаев целесообразно установление прокурорского контроля.

Прокурор имеет право потребовать от потенциального нарушителя предъявления различных документов. В частности, могут быть запрошены материалы уголовных дел, копии судебных решений, внутренняя документация организации. Проверку проводит прокурор совместно с остальными сотрудниками прокуратуры. Результатом таких проверок может быть:

  • Вынесение требования об устранении нарушений.
  • Вынесение требования о наказании должностного лица, по чьей вине произошло нарушение законодательства.
  • Вынесение требования с передачей материала в соответствующие органы для возбуждения уголовного или административного производства.

Через 30 календарных дней гражданину, подавшему обращение или жалобу, поступит мотивированный ответ. Без ответа останется обращение, если:

  • В жалобе не указаны данные о заявителе или не указан адрес для оправки ответа.
  • В жалобе приведена недостаточная информация о фактах нарушения, исключающая возможность проведения проверки.
  • Текст жалобы не читабелен или содержит в себе нецензурные выражения.
  • Рассмотрение жалобы не является компетенцией прокуратуры.

Если жалоба подана в вышестоящий отдел, причем по этой жалобе в нижестоящих отделах не было вынесено решение, то прокуратура перенаправляет обращение в нужную инстанцию, уведомляя при этом заявителя.

Автор статьи
Александров Константин
Профессиональный уголовный адвокат в СПб, Адвокатская палата Ленинградской области.  
Написано статей
219
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Александров Константин Сергеевич