Такие понятия, как «Торговая марка», «Торговый знак», «Бренд», «Эмблема», «Логотип», «Товарный знак» или «Фирменный знак», стали повседневностью современной жизни. Так как они имеют прямое отношение к потребительскому рынку, вполне резонно поднять вопрос о различиях в этих терминах или, может быть, они обозначают одно и то же?
Термин «Торговая марка» переведен дословно с английского языка. В Европе широко используется понятие «trade mark», что подразумевает под собой одно из всевозможных средств, позволяющих отличать продукцию одной компании от аналогов. К таким средствам можно отнести слово, фразу, слоган, изображение, звук, цвет или даже запах. Основное назначение торговой марки сводится к идентификации продукта или его производителя.
«Товарный знак» — термин, эквивалентный термину «Торговая марка». Он представляет собой некое обозначение продукции или производителя, которое в обязательном порядке должно быть зарегистрировано. Очень схожее по значению понятие – «Знак обслуживания». В строгом смысле отличий в определении нет, однако знак обслуживания позволяет идентифицировать не столько товар, сколько оказываемые компанией услуги.
Наконец, чтобы полностью исключить путаницу в понятиях, необходимо отметить, что термин «Товарная марка» используется только в быту. Российское законодательство определяет правовую защиту Товарного знака и Знака обслуживания.
Прежде чем вы прочитаете основной текст статьи отмечу, что я регулярно выступаю в качестве адвоката по авторским и смежным правам, поэтому зарегистрировать товарный знак в Санкт-Петербурге так же помогаю.
Виды торговых марок
Товарная марка может быть представлена в виде словесного или изобразительного элемента, как это было указано выше, но иногда встречается и комбинация обозначений. Торговые марки словесного типа представляют собой бренды или оригинальные шрифты в названиях, слоганы или комбинацию из перечисленных элементов. По статистике, это самый распространенный вид торговых марок.
В качестве примера можно привести бренды Nissan, Bosch, слоган «Тойота — управляй мечтой». Изобразительные торговые марки используют графические образы. Например, логотип операционной системы Windows представляет собой всеми узнаваемые разноцветные окна.
Следующим видом торговых марок являются комбинированные. К примеру, логотип платежной системы MasterCard сочетает в себе наименование, написанное определенным шрифтом и изображение в виде двух пересекающихся кругов. Регистрируется не только логотип или цвет товарного знака. Парфюмерные или косметические компании используют оригинальные упаковки. К звуковым торговым маркам относятся мелодии или звуки инструментов. Ярким примером является рингтон телефона Nokia или позывные радиостанции «Маяк».
Что нужно знать при регистрации торговой марки
Перед тем, как начнется регистрация торговой марки, необходимо выполнять ряд процедур по разработке. Торговая марка должна удовлетворять следующим требованиям:
- Обладать оригинальностью и отличительной особенностью.
- Должна легко запоминаться и быть узнаваемой.
- Отличаться от торговых марок конкурентов.
- Не должна вводить потребителя в заблуждение.
Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака определены статьей 1483 ГК РФ. Физическое или юридическое лицо может использовать свою товарную марку, не регистрируя ее. Но в этом случае не исключены ситуации, когда третьи лица, зарегистрировавшие знак с определенной степенью схожести, начнут предъявлять претензии, которые после судебного процесса закончатся запретом использовать данную марку, а также выплатой компенсации.
Регистрация товарного знака на физическое лицо или на юридическое лицо имеет огромное значение. Существенно упрощается идентификация товара, который, в свою очередь, становится легко узнаваемым. Зарегистрированные знаки обеспечивают гарантию качества товара, позволяют узнать исчерпывающую информацию о производителе, повышают престиж продукции.
Начало самостоятельной регистрации
Регистрация товарного знака самостоятельно потребует от его владельца определенных временных затрат и некоторых юридических знаний. Контроль над использованием зарегистрированных марок, а также сама процедура регистрации находится в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатента, а если быть точнее, — ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФГБУ ФИПС).
За год на регистрацию торговых марок подается около 70 000 заявлений. Придумать словесную марку не так просто, так как наиболее звучные названия или слоганы уже заняты. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не получить отказ в регистрации, необходимо предварительно найти подобный или схожий знак. Проще всего проверить регистрацию товарного знака онлайн, так называемый Экспресс-поиск осуществляется через различные бесплатные информационно-поисковые системы. Особым доверием пользуется открытый реестр сайта Роспатента. К сожалению, проверить можно только товарные марки словесного типа.
При отсутствии прямых совпадений необходимо проверить торговую марку на схожесть. Для этого придется воспользоваться расширенным поиском. Он позволяет дать более открытое представление о потенциальных совпадениях, так как поиск ведется среди зарегистрированных в России и за рубежом товарных знаков, а также среди тех обозначений, которые только рассматриваются Роспатентом, но еще не зарегистрированы. В системе поиска на схожесть или тождественность действуют следующие принципы:
- Графический принцип. Он заключается в том, что внешне торговый знак должен отличаться от ранее зарегистрированных.
- Фонетический принцип. Название торговой марки должно быть оригинальным.
- Семантический принцип. Торговая марка должна отличаться по смыслу.
Полный поиск готовы выполнить сторонние организации. Это могут быть сами специалисты Роспатента или адвокаты, специализирующиеся на регистрации торговых марок.
Подготовка регистрационных документов
В данном деле основным документом является заявление на регистрацию товарного знака. В тексте заявления должна содержаться информация о заявителе, о его месте жительства и месте регистрации. Претендовать на регистрацию торговой марки могут не только юридические, но и физические лица. Сам документ состоит из следующих пунктов:
- Личные данные (ФИО заявителя, адрес регистрации и место нахождения (проживания).
- Почтовый адрес (для отправки корреспонденции).
- Телефон, факс и адрес электронной почты.
- ОГРН, ИНН, КПП.
- Предмет регистрации (слоган, бренд, изображение).
- Перечень товаров, которые будут идентифицироваться данной торговой маркой.
Для каждой категории товаров необходимо указать класс согласно МКТУ (Международной классификации товаров и услуг). Данный классификатор обязателен, так как он определяет направление деятельности юридического лица под регистрируемой товарной маркой. Товары маркируются номером из диапазона от 1 до 34, услуги – от 35 до 45.
Количество регистрируемых классов напрямую влияет на стоимость процедуры регистрации, зато защита будет более объемной. На данном этапе желательно обратиться к грамотному адвокату, который смог бы подсказать, какие классы МКТУ необходимо регистрировать. Дело в том, что после подачи заявления добавить дополнительные позиции нельзя.
В заявлении также должно быть приведено описание обозначения. Указываются элементы торговой марки, ее тип, цвет, расшифровывается смысл слогана или логотипа, указывается расшифровка букв в обозначении. Даже если цвет эмблемы очевиден, он должен быть описан в заявлении.
Заявление подписывается лично заявителем или представителем, который по доверенности действует от имени заявителя. При подаче заявления необходимо приложить квитанции об оплате госпошлины. В случае, если регистрируется коллективный знак, то в Роспатент предоставляется устав коллективного знака. От полноты и правильности составления документа зависит не только конечный результат, но и скорость рассмотрения заявки. Неточности приводят к возникновению вопросов у сотрудников Роспатента, а на их уточнение уходит время.
Подача документов
После сбора пакета документов их необходимо подать в Роспатент. Для этого предусмотрено несколько вариантов:
- Подача заявления и пакета документов лично.
- Отправка документов почтой или курьерской службой.
- Отправка документов по факсу.
- Оформление услуги в электронном виде в личном кабинете на сайте Роспатента.
- Подача заявления на портале Госуслуг.
Полученный пакет документов принимается сотрудником Роспатента с внесением регистрационной записи. Заявитель получает на руки расписку о приеме документов. Российское законодательство наделяет товарный знак правовой охраной с даты подачи заявления. Таким образом, если конкуренты подадут заявку на регистрацию такого же или схожего товарного знака, то первое заявление будет иметь приоритет.
Процедура регистрации достаточно длительная. Время рассмотрения заявки не регламентируется никаким документом, но практика показывает, что на это уходит от 7 до 9 месяцев. Основная часть времени уходит на проведение экспертизы.
На первом этапе проверяется полнота собранных документов, соответствие предмета регистрации установленным требованиям. Затем производится формальная экспертиза, и торговая марка подлежит дополнительной проверке, за которую заявитель и оплачивает государственную пошлину. Роспатент при рассмотрении заявки или при проведении экспертизы может запрашивать дополнительные сведения или документы, которые не были предоставлены.
Важно в процессе регистрации поддерживать связь со специалистами Роспатента и отвечать на все запросы. Если заявитель в течение двух месяцев не просматривает корреспонденцию или не отвечает на звонки, то заявка аннулируется. После формальной экспертизы следует фактическая экспертиза, на которой устанавливается уникальность торговой марки. Результаты этой экспертизы отражаются в документе – «Решение о регистрации».
Все данные о зарегистрированной торговой марке вносятся в специальный реестр, а заявитель становится правообладателем знака и получает свидетельство о государственной регистрации.
Алгоритм регистрации торговой марки
Сложную процедуру регистрации можно представить в виде схемы. В этой схеме на каждом этапе сотрудники Роспатента могут дополнительно связываться с заявителем. Также необходимо учитывать, что заявка аннулируется по ряду причин, поэтому в схему алгоритма эти нюансы не включены.
- Подготовка заявки на регистрацию. Несоответствие заявления установленным требованиям может служить причиной для его отклонения, поэтому целесообразно эту работу доверить опытному адвокату.
- Уплата госпошлины за регистрацию заявки и за проведение формальной экспертизы. Начальный размер госпошлины составляет 3500 рублей, однако конечная сумма зависит от количества классов МКТУ. Если регистрируется более 5 классов, то за каждый дополнительный класс взимается пошлина в размере 1000 рублей.
- Прием и регистрация заявки в Роспатенте. Не стоит путать данный этап с регистрацией торговой марки. Здесь всего лишь подтверждается, что заявка принята, она соответствует требованиям и будет рассмотрена.
- Формальная экспертиза. Процедура имеет такое название, потому что на данном этапе всего лишь изучаются поданные документы на полноту представленной информации. При необходимости по запросу специалистов Роспатента в заявку будут внесены изменения.
- Уплата пошлины за внесение изменений в заявку (при необходимости), уплата пошлины за экспертизу по существу. Размер базовой пошлины составляет 11500 рублей. К этой сумме необходимо добавить стоимость 2500 рублей за каждый дополнительный класс МКТУ. На этапе фактической экспертизы производится проверка соответствия обозначения торговой марки ее определению. Если есть основания для отказа в регистрации, то сотрудники Роспатента уведомляют об этом заявителя. Если же на данном этапе заявка не аннулирована, то в успехе завершения регистрации можно не сомневаться.
- Положительное решение о регистрации товарного знака. Оно принимается по результатам экспертизы по существу. На следующих этапах и будет происходить фактическая регистрация.
- Уплата пошлины за регистрацию товарного знака. Размер базовой пошлины составляет 16000 рублей. Суда включена пошлина за регистрацию пяти классов МКТУ. Для каждого дополнительного класса пошлина увеличивается на 1000 рублей.
- Регистрация товарного знака.
- Уплата пошлины за выдачу свидетельства о регистрации. Свидетельство обойдется для заявителя в 2000 рублей.
- Внесение данных в реестр Роспатента.
Свидетельство о регистрации торговой марки действительно в течение десяти лет с момента его выдачи. Владелец имеет право продлить срок действия свидетельства, но для этого ему необходимо подать в Роспатент соответствующее заявление и оплатить госпошлину. Процедура продления свидетельства выглядит значительно проще, чем сама регистрация.
На количество продлений не установлено никаких ограничений. Единственное требование – нужно уложиться до окончания действия свидетельства, то есть, оформлять продление следует в течение последнего года действия документа. Если необходимо точно рассчитать срок, то он отсчитывается не от момента выдачи свидетельства, а от момента подачи заявления в Роспатент.
Помощь адвоката
Регистрация товарной марки только на первый взгляд кажется простой. Статистика показывает, что из всех заявлений примерно половина удовлетворяется. Причины для отказа в регистрации могут быть самыми разными. Наиболее популярным основанием считается схожесть марки. Например, если заявитель захочет зарегистрировать марку, название которой всего лишь на одну букву отличается от известного бренда, то у него непременно возникнут проблемы.
Практика знает много случаев, когда Роспатент отказывал в регистрации названия отнюдь не по причине совпадения. Претензии предъявлялись к смысловому значению. Такие торговые марки называют проблемными. В качестве примера можно привести несколько случаев, в которых зарегистрировать знак получилось только после вмешательства адвоката.
- «Гарна» — отказано в регистрации по причине того, что в украинском языке есть такое слово, обозначающее «красивая», «изящная».
- «Миллениум для двоих» — отказано в регистрации, так как обнаружена схожесть с ранее зарегистрированным знаком «Millennium».
- «Split» — отказано в регистрации, так как знак содержит в себе географическое название (Сплит – город в Югославии).
Регистрация торговой марки с помощью адвоката по авторскому праву сводится к тому, что заказчик выдает юристу доверенность, которая позволит действовать от его имени. Адвокат берет на себя все обязательства по подготовке документов, подаче заявке, взаимодействию с сотрудниками Роспатента. Он сможет отстоять право на регистрацию, если Роспатент откажет в рассмотрении заявки. Адвокат поможет выбрать название марки или проверить готовое название на предмет схожести и совпадений.