Куда можно пожаловаться на работодателя

Конфликты на работе случаются достаточно часто. Особенно тяжелые последствия вызывают конфликты с работодателем. Примерно половина из них обусловлена невыполнением работником своих функциональных обязанностей. Однако случается так, что работодатель, пользуясь своим положением, связями, обладающий финансами и административным ресурсом, грубо нарушает права работника.

Необходимо понимать, что цель любого работника – заработать деньги. Следовательно, начальник заведомо знает, что в любом конфликте «уязвимым местом» сотрудника будет служить его заработная плата, и сделает все возможное, чтобы она снизилась или чтобы сотруднику создать максимально некомфортные условия работы.

Наша ментальность и стереотипы порой заставляют терпеть все притеснения со стороны руководства. Перечислим основные причины, по которым работники даже не пытаются отстаивать свои права.

  • Не знают о существовании надзорных органов и не знают, куда жаловаться на работодателя.
  • Не верят в эффективность жалоб в государственные инстанции.
  • Боятся потерять работу.
  • Считают, что лишняя запись в трудовой книжке отрицательно скажется на репутации.
  • Не уверены в своих силах, поэтому боятся, что другую работу просто не найдут.
  • Не знают, как подать жалобу на работодателя.

С первой и последней причиной можно и даже нужно разобраться. Остальные же носят чисто субъективный характер и становятся последствием каких-либо комплексов.

Нарушения трудовых прав работника

Трудовой кодекс РФ, как законодательный акт о труде, устанавливает правоотношения между работником и работодателем. Это не единственный документ, в котором отражены права и обязанности работников. На каждом предприятии, в каждой компании создаются внутренние приказы, акты, уставы, в которых прописаны функциональные обязанности сотрудников, в том числе, обязанности руководства. Эти внутренние нормативные документы не могут противоречить действующему законодательству.

Сложность заключается в том, что работники не всегда знают свои права. Если обязанности им вменяются с первого трудового дня, то о правах особо некому заботиться. В результате такой юридической неграмотности многие даже не подозревают об ущемлении своих прав.

Чтобы разобраться во всех нюансах, необходимо изучить главный документ – Трудовой Кодекс. Стоит ли говорить о том, что это практически невыполнимая задача для человека, который не имеет юридического образования. Поэтому максимально упростим ситуацию, приведя примеры наиболее часто допускаемых нарушений со стороны работодателей.

  • Работодатель заставляет выполнять работу, которая не входит в функциональные обязанности работника. Чтобы подобная ситуация была законной, работник должен дать письменное согласие на выполнение работ, не связанных с основной трудовой деятельностью.
  • Неуважительное отношение руководителя, переход на ругань, крики, психологическое давление, а также принуждение к сверхурочному труду.
  • Невыплата заработной платы под предлогом стажировки. Стажировка, действительно, практикуется на многих предприятиях, однако ее сроки обговариваются и закрепляются документально. Некоторые работодатели под вымышленным продлением стажировки маскируют свое нежелание платить зарплату.
  • Беспричинное отстранение от работы. Обычно это является началом конфликта. Отстранение от работы чревато дисциплинарными последствиями, поэтому подобные проявления необходимо сразу пресекать.
  • Принуждение написать заявление «По собственному желанию». Запугивание «Статьей» в трудовой книжке уходит в прошлое. По современному законодательству работодатель может уволить работника по своей инициативе только в единичных случаях.
  • Задержка зарплаты, лишение премии и прочие манипуляции, связанные с оплатой труда работника.
  • «Серая зарплата» и отказ от официального трудоустройства.
  • Отсутствие договора после стажировки.
  • Перевод не другую работу в принудительном порядке.
  • Неудовлетворительные условия труда, нарушения требований безопасности к рабочему месту.
  • Необоснованный отказ в трудоустройстве.

Куда можно жаловаться

Сразу несколько инстанций могут рассмотреть жалобу работника на работодателя. В них можно обращаться как одновременно, так и в определенной очередности. Перечислим эти инстанции:

Жалоба

  • Трудовая инспекция;
  • Налоговая инспекция;
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура;
  • Полиция;
  • Суд.

Жалоба в трудовую инспекцию. Любое нарушение Трудового Кодекса будет рассмотрено Трудовой инспекцией (Роструд). Жалоба работника станет поводом для внеплановой проверки. По результатам проверки работодателю будет выписано предписание или постановление о взыскании. Жалоба должна подаваться в письменном виде и заверяться подписью. Анонимная жалоба принята не будет, однако работник может рассчитывать на неразглашение информации.

Жалоба в налоговую инспекцию. Данный вариант восстановления несправедливости не такой универсальный. Актуальной будет жалоба, если работодатель не желает устраивать работника официально или в организации ведется «черная бухгалтерия». Строгой формы жалобы в налоговую не существует, однако она должна быть составлена в соответствии с требованиями к подобным документам.

Жалоба в Роспотребнадзор. На первый взгляд может показаться, что данная структура никакого отношения к трудовым отношениям не имеет. Но если на предприятии не выполняются условия соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, безопасность рабочего места не соответствует норме или санитарное благополучие на предприятии оставляет желать лучшего, то обращение в Роспотребнадзор приведет к внеплановой проверке. Отметим, что это самый быстродействующий инспектирующий орган, однако его полномочия в плане трудовых отношений достаточно ограничены.

Жалоба в прокуратуру. Жалоба в прокуратуру по своей эффективности и порядку составления схожа с жалобой в Роструд. Прокуратура рассматривает все обращения граждан, связанные с нарушением закона. Ущемление прав работника работодателем – нарушение трудового законодательства. Прокуратура рассматривает жалобу в течение месяца, однако если сотрудники не загружены, то внеплановая прокурорская проверка может быть проведена и более ранние сроки.

Жалоба в полицию. Пожалуй, самый неэффективный способ защитить права работника. Если работодатель совершил преступление или на предприятии произошел несчастный случая, то в полиции проявят интерес к жалобе. На рушение трудового законодательства там рассматривать не станут.

Обращение в суд. Если в процессе конфликта с работодателем были затронуты личные интересы, то следует обращаться в суд. Суд выступает в качестве последней инстанции для разбирательств по трудовым отношениям после прокуратуры и трудовой инспекции. В процессе разбирательства суд направит  запросы в те инстанции, которые проводили проверки. Пожаловаться на работодателя в суде можно в течение трех месяцев с момента нарушения.

Как составить жалобу

Жалоба в суд подается в форме искового заявления. Порядок составления иска определен АПК РФ и должен строго соблюдаться. Жалобы в остальные надзорные органы также направляются в соответствии с установленным порядком (Глава 57 ТК РФ), однако требования к форме не такие строгие. Приведем описание жалобы, по которому можно самостоятельно составить документ.

Составление заявления

  1. Шапка. Шапкой называют часть документа, в которой указывается информация о сторонах конфликта. Традиционно шапка размещается в верхнем правом углу. В ней необходимо указать наименование органа, в который направлена жалоба, фамилия, имя, отчество работника, место работы, должность и контактные данные.
  2. Направление. По центру документа, под его шапкой необходимо указать название. Например, «Жалоба в Трудовую инспекцию».
  3. Содержание жалобы. В содержании описывается ситуация, которая сложилась на работе. Приводятся необходимые данные: с какого периода работник занимает данную должность, какие права нарушил работодатель.
  4. Обоснование. Пожалуй, самый сложный момент, так как необходимо указать, какие именно статьи ТК были нарушены. Нередко граждане прибегают к помощи адвокатов для составления жалобы, так как изучить весь кодекс весьма проблематично. Опытный специалист без труда установит в действиях работодателя нарушения и юридически грамотно х обоснует.
  5. Просьба. В большинстве случаев жалоба имеет определенную цель. От контролирующего органа работник ожидает не только рассмотрения ситуации, но и мер воздействия. Это могут быть дисциплинарные взыскания или принуждения вернуть трудовые отношения в правовое поле.
  6. Приложение. Для того, чтобы обосновать свою позицию, работник должен предоставить некоторые документы. В частности, он предоставляет копию трудовой книжки, расчетных листов, договоров. В приложении все эти документы должны быть перечислены.
  7. Дата и подпись. Любая жалоба должна быть подписана лично работником. Про анонимность было уже сказано – анонимные жалобы не принимает никакая инстанция. Однако работник может выразить желание не разглашать информацию.

Альтернативный вариант подачи жалобы – электронный вариант претензии. На официальном сайте Трудовой инспекции  можно это сделать без особых проблем. Главное – зайти в раздел в соответствии с вашим регионом. Суть подачи жалобы сводится к заполнению формы, где только остается внести нужную информацию.

Важно указать причину обращения (ее выбирают из раскрывающегося списка), внести информацию о себе и о работодателе (заполнить все поля), прописать действия, которые вы ожидаете от ГИТ, а также указать контактные данные для обратной связи. Плюс такого способа подачи жалобы заключается в том, что не нужно составлять текста, достаточно просто заполнить поля. Жалоба на работодателя рассматривается в течение месяца, после чего вам на почту будет направлен официальный ответ.

Практика решения трудовых споров

По данным статистики с нарушением трудовых прав сталкивается каждый пятый работник. Наиболее популярными нарушениями считаются:

  • Сокращения;
  • Увольнения;
  • Задержка заработной платы.

Трудовая и расчетный листок

Для того, чтобы избежать отчислений в налоговый орган, работодатели нередко принуждают работать без заключения договора или в договоре прописывают минимальные ставки, а основную часть зарплаты выдают «в конверте». Чем крупнее город, тем большее число жалоб фиксируется надзорными органами. Это вполне закономерно, так как жители мегаполисов более информированы о способах защиты своих прав. В небольших городах люди боятся потерять работу, поэтому терпят разные притеснения.

Необходимо помнить, что профсоюзы не ушли в прошлое и на многих предприятиях они продолжают функционировать. В первую очередь, рекомендуется обратиться именно в профсоюз.

Не будем лукавить, выиграть судебное дело финансового характера у работодателя, имеющего юридическое подкрепление, не так просто. Именно поэтому многие работники прибегают к помощи адвокатов. К тому же суд не всегда становится на сторону работника, считая, что у оскорбленного или обиженного сотрудника есть повод оговорить и оболгать работодателя.

Если же сотрудника заставили написать заявление по собственному желанию, то доказать незаконность увольнения сложно. Вот почему нужно отстаивать свои права еще на начальной стадии разрастающегося конфликта. Не нужно затягивать с разбирательством. Например, написать жалобу можно в течение 1-2 месяцев с момента нарушения работодателем законодательства. В противном случае некоторые инстанции жалобу могут отклонить.

Автор статьи
Александров Константин
Профессиональный уголовный адвокат в СПб, Адвокатская палата Ленинградской области.  
Написано статей
219
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Александров Константин Сергеевич